«Джокер» — удивительное кино, не только изменивший наше представление о супергеройских картинах, но и ставший настоящим фильмом нового десятилетия. Который обещает разорвать привычные шаблоны.

Илон Маск разбавил застоявшийся автомобильный дизайн смелым Сайбертраком, Гейб Ньюэлл толкает индустрию видеоигр к виртуальной реальности, а Тодд Филлипс сумел показать не только совершенно новый подход к супергероике, но и подарил нам идею, которая может дать старт новому ренессансу кинематографа. Но не танцы, не сумасшествие и не становление культовым злодеем делает фильм таким революционным, а его финальный плот-твист. Шутка, которую вы могли не понять.

Фильм рассказывает историю Артура Флека, который с детства страдает психическим расстройством, одним из симптомов которого является невозможность контролировать приступы смеха, которые появляются в стрессовых ситуациях. Он сидит на таблетках для того, чтобы держать себя в руках и жить нормальной жизнью в обществе. Однако, они не убирают все симптомы, Артур все еще смеется от волнения, а также у него иногда случаются приступы галлюцинаций. 

Он мечтает стать комиком, чтобы веселить весь мир, однако судьба готовит ему другую роль. Жизнь Артура внезапно начинает рушиться, он теряет работу, а затем убивает трех богатых гопников, которые напали на него в вагоне метро. 

Без работы, его лишают таблеток, и он узнает, что самый богатый человек Готэма, который баллотируется в мэры, на самом деле, его отец. Однако, папа не хочет принимать его в семью и даже более того, Артур узнает о том, что весь мир, в котором он жил, оказывается ложью, выдумкой, которую придумала его больная мать. Именно её издевательства стали причиной его психического расстройства.

Вся злость и грязь криминального Готэма разом навалились на его слабый ум, и он сломался, высвободив свою вторую личность — психопата-убийцу Джокера, который отомстил обществу за годы угнетения, убив своего кумира, и стал символом революции, которую сам же и устроил. 

Однако финал этого фильма оставил зрителей в недоумении, ведь внезапно, когда все, казалось бы, сложилось удачно для Джокера, фильм оборвался, и он оказался в заключении в лечебнице Аркхем. Там мы видим что Артур смеется в очередной раз, и его новый психиатр спрашивает: «Что смешного?». Флек отвечает, что смеётся над шуткой, которую придумал. Но психиатр эту шутку не поймет.

Эти слова словно произнесены режиссером этого фильма, который намекает на то, что весь фильм, который мы посмотрели — шутка, которую мы не поняли. 

Тодд Филлипс, как и Кристофер Нолан в фильме «Начало», внедрил зрителю идею о мнимой реальности, о том, что весь сюжет перевоплощения Артура в Джокера происходил в его голове. Этот фильм — не история персонажа, а взгляд внутрь его сознания. Это его мысли, настроение и внутренний мир. Тодд Филлипс, как художник-абстракционист, вместо того, чтобы показать объективную реальность, дал нам шанс заглянуть внутрь сознания Джокера и примерить его сумасшествие на себя. 

Конечно же, первым намеком на иллюзии является Софи. Тодд Филлипс неспроста добавил ее в сюжет, ведь именно она говорит зрителям о том, что все может быть не так, как мы думаем. 

Обратите внимание на параллель с «Бойцовским клубом» и «Мистером роботом». Нам точно так же показали моменты из прошлого, в которых у Артура были галлюцинации. 

Этим приемом режиссер разделил фильм на две точки зрения — реальности, события которых развивались параллельно. Одна реальность объективная, в которой мы видим Артура со стороны и понимаем, что он общается сам с собой. А другая реальность — вымышленная. Мы видим то, что он выдумывает, его фантазии. Его версия событий. Становится очевидно, что в фильме есть обман, но есть и объективная правда. 

На это так же намекают и другие детали. К примеру его первая фантазия о встрече с Мюрреем, в которой он, словно ребенок, гордится тем, что ухаживает за больной матерью. Шоу Мюррея существует в реальности, и Артур действительно смотрел его вместе с матерью. А вот его присутствие на шоу — это его воображение, вымышленная реальность. 

Мы так же видели, как он срывался на психиатра, которая ничего из сказанного им не услышала. Крики Артура — это ложь, а реакция психиатра — правда. 

Такой прием уже был использован ранее в кинематографе, в Мистере Роботе. Элиотт часто высказывал что-то в лицо психиатру. Правда, только в своей голове. И он, кстати, тоже запускал революцию, как и Джокер. 

Другая отсылка еще интереснее. 

В одной из сцен Джокера можно было заметить, что он курит сигареты марки Stutton. Их никогда не существовало в реальности, то есть их сделали специально для фильма. Однако, эти сигареты появлялись в кино и до Джокера, первая серия сериала «Маньяк» начинается именно с покупки пачки Статтон. 

Очевидно, что эта пасхалка умышленная, несмотря на заявления Тодда, ведь «Маньяк» использует такую же идею вымышленных реальностей, и он очень похож на «Джокера». У главного героя Оуэна случаются галлюцинации, и он медленно сходит с ума, так как не понимает, где реальность, а где иллюзия. 

Причем, в «Маньяке» начальника главного героя также играет Джош Пейс, который называет его шутки несмешными, что отзеркаливает юмор Джокера. Ведь шутка, попавшая в шоу Мюррея, как раз-таки о его не смешном юморе. Джокер — это такая же история о невозможности определить грань между реальностью и иллюзией, как и «Маньяк» и сигареты Stutton.

Помимо сигарет, на иллюзорность реальности Артура намекают также и часы. Во время разговора с психотерапевтом позади Артура можно увидеть время. 11 часов 11 минут. Точно такое же время на часах можно увидеть и во время флэшбека, а также когда Артур уходил с работы. 

Это явно говорит о том, что в этом рассказе что-то не так и становится очевидно, что история, которую нам показали — это фантазия Артура, версия реальных событий, которая изменена его воображением. Это история рождения его второй личности — психопата, готового на убийство — рассказанная им самим. Поэтому ее так трудно понять, ведь Артур психически нездоров. 

Джокер рассказывает нам свою историю, и именно поэтому все события фильма происходят только вокруг него. В фильме нет других сюжетных линий, нам не показывают чужие диалоги. Все, что происходит, крутится только вокруг Артура. Об этом говорит и сама структура этой истории, в ней тоже что-то не так. Она тоже намекает на то, что все что мы видим — это мир грез, зазеркалье. 

Обратите внимание на то, что все началось и окончилось улыбкой. Самый первый кадр фильма является зеркальным отражением последнего. В начале фильма Артур натягивает на лицо улыбку со слезами на глазах.А в конце, Джокер улыбается уже искренне и раскрашивает улыбку кровью. 

Трагедия стала ее зеркальным отражением — комедией, и такие параллели повторяются неоднократно. Мы видим как он грустно едет в автобусе, прислонившись к окну, а затем с улыбкой рассматривает улицы из окна полицейской машины. Он вяло поднимается по лестнице, а затем спускается по ней в динамичном танце. Он попадает на шоу Мюррея и обнимает его, а в конце хладнокровно стреляет ему в лицо.Темнокожие психотерапевты, бег по коридорам и танцы. 

Эти отзеркаливания намекают нам на мир грез, в котором происходит эта история, на зазеркалье в котором потерялся Артур. И время на часах, умышленно символизирует зеркало, ведь 11:11 это две стороны, два взгляда, две реальности и две личности — Артура и Джокера. 

Раздвоение лежит в основе этой истории, именно поэтому в сюжет вплетено так много зеркал.

Вспомните кульминационный момент этого фильма — рождение Джокера. Он появился после того, как Артур сорвался и убил трех отморозков в метро, а затем спрятался в туалете и станцевал свой первый танец перед зеркалом, символично выпустив из него Джокера, и именно после этого грациозного танца мы увидели как он страстно поцеловал Софи, чего на самом деле не было. Именно в этот момент, после убийства и испытанного им потрясения он перестал различать реальность и иллюзии. 

И раз уже фильм, как выясняется — это рассказ Артура, то в этот момент и зрители перестали различать, где правда, а где выдумка. Артур и его вторая личность, Джокер, который был спрятан в зазеркалье, начали смешиваться. Джокер, находившийся в подсознании Флека, впервые вышел в реальный мир. Обратите внимание на танец, он выглядит очень неуверенным, робким и осторожным, как будто Джокер в первый раз вышел на сцену. Последующие его танцы начнут обретать уверенность, пока он не совершит свой финальный пируэт. 

Джокер был спрятан внутри Артура, но его никто не слышал и не знал о нем, так как его подавляли таблетки, который он пил. О таблетках нам мало что известно как и о расстройстве Артура. Мы знаем лишь некоторые его симптомы — галлюцинации и спонтанный смех. Эти таблетки начали сюжет фильма, ведь именно за ними Артур пришел к социальному работнику Барбаре Кейн. Лекарства определенно должны были оказать какой-то эффект на Артура, избавить его от симптомов этого заболевания. Однако все совсем наоборот: именно таблетки — причина его смеха, даже тогда, когда он этого не хочет. 

Обратите внимание на слова психиатра в финале фильма. Странные ведь?

Артур — психически нездоров и один из главных симптомов его болезни, который точно заметен со стороны — это спонтанный смех. Этот смех настолько ярко выражен, что у него даже есть особая карточка. И психотерапевт определенно должна была знать об этом и не задавать этот глупый вопрос. Это то же самое, если бы она спросила у немого почему он молчит. На самом деле спонтанный смех — это не симптом его расстройства, а последствие приема таблеток, которые прописали ему врачи. Именно после того как он перестал их пить его спонтанный смех прекратился и он стал чувствовать себя намного лучше.Эти лекарства создавали в его подсознании мир иллюзий, зазеркалье, в котором прятался Джокер. Они являлись тем самым ментальным барьером, зеркалом, которое отделяло их друг от друга. Интересно, кто назначил эти таблетки.Возможно, Томас Уэйн, который хотел оградить себя от темного пятна на своей репутации? 

Ведь именно на это и намекнула нам одна из самых значимых сцен этого фильма — с белым лицом Джокера. На фотографии матери Артура можно увидеть инициалы TW, которые определённо означают Томас Уэйн. Белое лицо — это тоже символизм, дающий понять, что таблетки больше не ограждают Артура, его личность стёрта и Джокер, остававшийся невидимым, вышел из Зазеркалья. Джокер, прятавшийся по ту сторону зеркала, наблюдал за жизнью Артура, но не мог в неё вмешиваться. Таблетки сдерживали его внутри, как бы он не пытался выбраться. Спонтанные приступы смеха Артура — это Джокер, который пытается пробиться через ментальный барьер. Именно поэтому у него была волшебная карта, позволяющая смеяться — это и есть визитная карточка персонажа — тот самый Джокер, нарушающий все правила

Без таблеток ментальный барьер Артура разрушился, и его сознание начало меняться. Джокер начал управлять его жизнью и иллюзии стали смешиваться с реальностью, доведя Флека до безумия. Поэтому в этом фильме много необъяснимых моментов. 

Например, как Артур попал на закрытое мероприятие для элиты, когда вход был оцеплен полицией. Или как ему удалось выбраться из холодильника, который открывается только снаружи и даже пронести пистолет на Шоу Мюррея.

Обратите внимание на то, как поменялся его юмор. Он начал шутить действительно смешно. Именно после этого момента все его шутки стали смешными, а не грустными. 

Трагедия стала комедией, а Артур наконец-то превратился в настоящего Шутника и, осознав собственную трансформацию сознания, решился на кровавый бунт, убив своего психотерапевта.

2 thoughts on “«Джокер» — в Артуре Флеке всегда жил Джокер (теория)

  1. Только посмотрел видос и сразу зашёл на сайт, всё круто, но было бы здорово добавить возможность зарегистрироваться на сайте через почту

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *